1. Чем отличаются одноподвесные и полноподвесные велосипеды?

Все отличия относятся к конструкции. Одноподвесный велосипед, который по-английски также называют «hardtail» — это горный байк. Он оснащается амортизационной вилкой, при этом задняя часть остается жесткой. Что касается полноподвесных велосипедов (английское название — «full suspension»), то у них амортизаторы устанавливаются и спереди, и сзади.

2. Какой велосипед лучше: одноподвесный (hardtail) или полноподвесный (full suspension)?

Оба варианта достойны вашего внимания, а выбор зависит, преимущественно, от предполагаемых условий эксплуатации и манеры езды. Среди преимуществ велосипедов типа «hardtail» стоит отметить хорошую динамику разгона на ровных участках и уверенный подъем вверх. Соответственно, они хороши в том случае, если большую часть времени вы ездите по твердым покрытиям. Полноподвесные байки покупают, в основном, для комфортной езды вне ровных, асфальтированных дорог. За счет амортизации задней части велосипед отличается стабильным поведением даже в условиях бездорожья. Однако раскачка таких байков во время кручения педалей делает их малопригодными для езды по ровным и твердым дорогам.

3. Какой амортизатор выбрать?

Все амортизаторы для велосипедов в зависимости от принципа действия и конструктивных особенностей разделяются на несколько классов:

  • пружинные;
  • эластомерные;
  • комбинированные (пружинно-масляные и воздушно-масляные).

Наиболее простой конструкцией является пружинная система. В этом случае вилка снабжается обычной стальной пружиной, служащей для гашения колебаний при проезде неровностей. К однозначным плюсам данного варианта относят дешевизну. К минусам — не слишком высокую управляемость за счет появления лишних колебаний в самих пружинах. Поэтому сегодня такая конструкция — большая редкость.

Эластомерные амортизаторы — это усовершенствованная пружинная система с пластиковым демпфером. Такие конструкции устанавливаются на недорогие велосипеды начального и среднего уровня. В некоторых моделях эластомерных амортизаторов реализована функция регулировки жесткости. Существенный недостаток подобных систем — высокая чувствительность к морозам. При минусовых температурах они функционирует не нормально.

Пружинно-масляные конструкции — следующая ступень «эволюции» велосипедных амортизаторов. Роль демпфера здесь играет поршень, погруженный в масло. Это более совершенная система по сравнению с эластомерными амортизаторами, так как может эксплуатироваться и при низких температурах без потери свойств. Но и она имеет свои недостатки. Среди них — необходимость регулярного, непростого обслуживания и более высокая цена.

Воздушно-масляные амортизаторы отличаются от других конструкций наличием пневматической пружины. Поэтому их жесткость регулируется давлением воздуха. Такие амортизаторы надежны, могут использоваться круглый год, обеспечивают хорошую управляемость и открывают широкие возможности для регулировки жесткости. Недостатки: необходимость обслуживания (нужно следить за состоянием сальников), высокая цена.

4. Каким тормозам отдать предпочтение?

Учитывая то, что тормозных систем сегодня выпускается великое множество, остановимся лишь на двух наиболее популярных их типах: V-brake и дисковых конструкциях.

Преимущества первого варианта: простая конструкция, ремонтопригодность за счет универсальности многих запчастей и их доступности, небольшой вес и невысокая цена.

Минусов также хватает. Среди них: чувствительность к балансировке колеса, влаге, повышенный износ обода, отсутствие возможности установить экстремальные покрышки (максимально широкие).

Что касается дисковых тормозов, то они бывают механическими и гидравлическими. С точки зрения эффективности гидравлика выглядит предпочтительнее. К тому же, она лишена всех недостатков V-brake, которые также приводятся в действие тросами. Достоинства дисковых тормозов: безотказная работа в любых погодных условиях, максимальное тормозное усилие, универсальность. Недостатки: высокая стоимость, непростой ремонт, большая масса.

Следовательно, каждый вариант тормозной системы имеет право на жизнь и может рассматриваться при покупке велосипеда. Однако, выбирая тормоза, важно учитывать их особенности, соотнося с манерой и условиями езды.

5. Как подобрать раму велосипеда под свой рост и вес?

Вес обычно при выборе байка особого значения не имеет. Исключение — масса тела свыше 100 килограмм. В этом случае стоит позаботиться об укрепленных колесных ободах, надежности амортизационной вилки, отдать предпочтение прочной раме и выносливой трансмиссии. Причем, каретке нужно уделить особое внимание, ведь именно на нее приходится наиболее высокая нагрузка при езде.

Для подбора велосипеда по росту существуют специальные таблицы. Но есть и «народный» метод. Чтобы воспользоваться им, нужно стать на велосипед, разместившись так, чтобы его рама была между ног, прикоснувшись спиной к седлу. Идеальный промежуток между пахом и рамной трубой в таком положении составляет в среднем 100 миллиметров (+-50 мм).